twitter


Учитель географии
МОУ «Большереченская основная
общеобразовательная школа»
Степанова Татьяна Ивановна.


Информационные компьютерные технологии (ИКТ) в процессе обучения географии.

    Компьютерная культура — этот вид культуры, гармонично сочетает культуру работы с дидактическими средствами, культуру работы со СМИ и культуру диалога. Главное отличие заключается в том, что источником информации является компьютер. Преимущество компьютерных средств заключается в постоянном обновлении информации (даже в пределах од-них суток). Открываются новые возможности: создание презентаций и других мультимедийных продуктов, сетевые информационные системы, Интернет, электронная почта, электронные учебники, журналы, игры. В компьютерных техноло¬гиях появились такие средства отображения, как интерактивное моделирование физических объектов.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия в системе «информация-алгоритм-ПК», но и сформи-ровать навыки работы с ИКТ, научить гра¬мотно работать с разнообразными носителями информации в различных сферах ее возникновения и обработки.
Выделяют основные формы работы с ИКТ на уроках географии.
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Происходит определенное изменение мотивации школьников к изучению данного предмета. Широкий спектр возможностей, которые предоставляют компьютерные технологии, на взгляд учащихся, сможет увеличить объем нужной, «полезной» информации. Школьникам предлагают использовать на уроках географии: схемы, таблицы, графики, обучающие программы, электронные энциклопедии, карты (атласы), статистические материалы, Интернет-ресурсы, СД-диски (тематические, музыкальные), ви-деофрагменты, электронную почту, игровые программы, практические работы, тестовый контроль, материалы для рефератов.
При использовании ИКТ на уроках в практике работы опираюсь на следующие принципы:
принцип целостного представления о мире: учебное содержание отобрано в соответствии с современными представлениями и взглядами на географическую науку, определяя ее место в системе общечеловеческого знания;
принцип деятельности: позволяет коренным образом изменить роль ученика. Он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности;
принцип минимакса: учебное содержание должно соответствовать максимальному уровню изучения географии, которое обеспечивает освоение уровня, задаваемого стандартом;
принцип вариативности: позволяет ставить ученика в позицию выбора, где из большого объема учебного материала учащиеся должны выбрать только тот, который соответствует определенным требованиям;
принцип творчества: позволяет включать в план урока задания, для выполнения которых ученику потребуется придумать собственный метод;
принцип психологической комфортности: позволяет осуществлять индивидуальный подход к деятельности каждого ученика, учитывая психологические и интеллектуальные способности личности
Этапы подготовки урока с использованием ИКТ:
1 -й этап — технологический (определяю способ использования ИКТ: работа учащихся за компьютером (занятия в компьютерном классе) или работа в классе с использованием проектора);
2-й этап — содержательно-организационный (выбор темы урока, определяю цели и задачи, планирую деятельность учителя и учащихся, оцениваю эффективность использования выбранных методов и форм изучения материала);
3-й этап — процессуальный (проведение урока и реализация замыслов на основе использования ИКТ);
4-й этап — аналитико-рефлексивный (анализ деятельности учащихся на всех этапах урока, обоснование эффективности использования компьютерных средств, оценка качества знаний учащихся).
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса при: актуализации знаний; объяснении нового материала; в практической деятельности и при закреплении знаний; обобщении и систематизации знаний; контроле знаний и умений. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроках изучения нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
Так, при изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, разрушительного цунами. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность: можно найти описание какого-либо гео-графического объекта в книге, то спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер становится и для учителя и для ученика помощником.
На уроке закрепления считаю целесообразным использование программ— контролеров, позволяющих осуществлять контроль за усвоением изученного материала. Преимущество данных программ заключается в том, что ученик совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Он не боится отстать от других одноклассников или ответить хуже их, потому что в данном случае процесс соревнования отсутствует.
На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, таблицами, делать выводы. Предлагаю ребятам дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей или из Интернета.
В работе использую электронные версии учебников и энциклопедий.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. При подготовке их отбираю материал, необходимый для конкретного урока и в определенной последовательности. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы.
Информационные технологии позволили добиться качественно бо
лее высокого уровня наглядности учебного материала. Однако нужно отметить, что подготовка и проведение подобных уроков представляют собой достаточно трудоемкий творческий процесс.
Интернет-ресурсы позволяют
включать в учебный процесс: научную и научно-популярную, справочную и статисти-ческую, познавательную и образовательную информацию, активно используются школьниками при подготовке рефератов и докладов по географии.
Усиливают наглядность уроков, дают возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету,
Подключают одновременно нескольких каналов представления информации.
Экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.
Дает возможности альтернативного выбора уровня сложности конкретным учеником.
Дают возможность использования машинного моделирования при изучении явлений, которые по ряду причин невозможно воспроизвести

Результаты: повышение уровня мотивации учащихся к предмету, возрос рейтинг географии среди других предметов, изменилось время подготовки учащихся к уроку. Использование различных географических источников знаний позволяет обеспечить школьников учебной, научной, электронной информацией, на основе работы с которой учащиеся приобретают географические знания, практический опыт и основы информационной культуры.
Примеры использования ЦОР:
-в 7 кл при изучении географического положения Африки после просмотра видеофрагмента вывожу на экран карту Африки. Предлагаю выполнить задания:
Нанесите крайние точки материка; подпишите моря, омывающие материк; в какой части света находится данный мыс; выберите из предложенных острова, относящиеся к Африке; для каждого типа климата подберите тип почвы и ландшафта из указанных.
- в 9 кл при изучении раздела «Регионы России» после просмотра видеофрагмента вывожу контурную карту России и даю задания:
Нанесите районы, относящиеся к центральной России, нанесите районы, пограничные с центральным.
- в 6 кл при изучении темы «Движение воды в океане» показываю учащимся модели образования волн, цунами, приливов и отливов. Очевидными для них становятся водные и атмосферные процессы, наглядность которых трудно представить.
- в 8 кл при изучении темы «Природные зоны России» демонстрирую видеосюжеты, представляющие все зоны России с комментариями диктора, затем предлагаю учащимся поработать с таблицей «Особенности природы зон»
Использую интернет-ресурсы во внеклассной работе: создание презентаций, выступления на уровни района и области в конкурсах, конференциях.

 Реализация модуля «краеведение»
в учебном предмете «география».
(Практическая работа «Изучение снежного покрова своей местности»).



    Модуль «Краеведение» в учебный предмет «география» введен в 2004 г по новому учебному   плану. Он рассчитан на 34 часа и предусматривает определенный перечень практических работ и экскурсий.

Программа модуля составлена с учетом проекта новой Концепции регионального компо¬нента образования. Содержание отражает комплексный и практико-ориентированный подход к изу¬чению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в усло¬виях территорий Омской области. Такие подходы позволяют рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формиро¬вания системы геоэкологических взглядов, ценностей, отношений учащихся к окру¬жающему миру. В основу содержания модуля положено изучение роли географической среды на территории Омской области для жизни и деятельности человека и общества. Это обусловлено тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность уча¬щихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Мною разработаны экскурсии и практические работы на местности с учетом возможностей нашей школы. Одну из таких практических работ предлагаю вниманию учителей географии нашего района.
Природа зимой не спит, и снег может быть чрезвычайно интересным объектом для изучения. Жизнь снега коротка. Снежный покров в нашей лесостепной зоне Большереченского района Омской области лежит в течение 8-9 месяцев сплошным покровом.
Снег играет важную роль в жизни растений, т.к предохраняет их от вымерзания (в том числе и озимые). Народные пословицы гласят: «Много снега – много хлеба», «Снег глубок – хлеб хорош». Под снегом сохраняются не только дикорастущие и культурные растения, но и укрываются многие животные.

Практическая работа

Цели:
1. Формирование умений наблюдения за снежным покровом, установления причинно-следственных связей
2. Выявление источников загрязнения.
3. Формирование бережного отношения к природе и привитие навыков коллективного труда.
Средства обучения: полевой дневник.
Приборы: термометр, снегомерная рейка, саперная лопатка, цилиндрический мерный стакан, лупы, листы с темной матовой поверхностью.
Последовательность выполнения работы.
1. Актуализация знаний:
определение температуры с помощью термометра
определение высоты снежного покрова с помощью снегомерной рейки
определение запаса воды по формуле: S=10 d h
где S – запас воды
D – плотность снега
H – высота снега
2. Подготовка полевого дневника
3. Выбор точек (двор школы, ближайший лес, поле)
4. Работа в группах по маршруту:
Остановка №1-школа, остановка №2 – поле, остановка №3 – березовый лес


Загадки:

Я как песчинка мал,
А землю покрываю,
Я из воды, а с воздуха летаю,
Как пух лежу на полях,
Как алмаз блещу
При солнечных лучах.(Снег)

Без рук, без ног,
А рисовать умеет.(Мороз)

Летит- молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет, тогда заревет.(Снег)

Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит,
Стоять не велит (Мороз)

Алгоритм выполнения работы.
1. Определение мощности
снежного покрова
Задание 1. Определение мощности снежного покрова в выбранных
точках с помощью снегомерной рейки.
Задание 2. Запись результатов в
полевой дневник:
Точки измерения:
Результаты
Мощность
Глубина промерзания
Плотность снега
Запас воды
Температура
Ледяная корка
Форма снежинок

2. Определение глубины промерзания почвы.
Задание 1.Глубину промерзания определяем путем пробивания стерни металлическим предметом.
Задание 2. Построение диаграммы зависимости глубины промерзания от мощности снежного покрова.

3. Определение плотности и запасов воды.
Задание 1. Для определения плотности и запасов воды пользуемся цилиндрическим мерным стаканом. Им измеряем объём всей толщи по вертикали от поверхности до почвы
Задание 2 . Запас воды определяем по формуле:
S=10 d h
где S – запас воды
D – плотность снега
H – высота снега

4. Определение температуры.
Задание 1. Определение температуры производится термометром. Защищаем его от падающих солнечных лучей.

5. Определения наличия и толщины ледяных корок.
Задание1. Определение количества и толщины ледяных корок.
Ледяные корки ухудшают дыхание растений.

6. Исследование снежной толщи. Зарисовка снежной толщи в одной из точек. (приложение 1)

7. Определение формы и размеров снежинок.
Малый атлас снежинок.(приложение 2)

8. Выявление загрязнений путем таяния снега и фильтрования воды (в условиях класса).
Задание 1. Взять пробы снега в разных точках.
Задание 2. Снег растопить и профильтровать.

9. Наблюдения за растениями и животными
1. Запас питательных веществ в корневищах
2. Появление многохвосток и комариков на поверхности свидетельствует об оттепели
3. Наблюдение приствольных воронок деревьев, распространения семян крылаток клена, заячьих следов.

10. Домашнее задание: оформление результатов работы.

11. Выводы:
проведение зимних наблюдений способствует углубленному изучению родного края, развитию трудовых навыков и бережному отношению к природе.
Если вести наблюдения из года в год, то можно делать сравнения и выполнять исследовательскую работу по наблюдениям за несколько лет.


Литература:
Г. М. Федюкин «Изучение снежного покрова».
«География в школе»,1983 г.